Цель создания системы дополнительного образования детей - раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении. В целом система ДО учащихся: отвечает потребностям школьников; помогает раскрытию личности и творческого потенциала; обеспечивает психологический и социальный комфорт детей; налаживает взаимоотношения между учащимися; побуждает к саморазвитию и самодисциплине; реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках. Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников. Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива. Направления Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить: Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике. Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний. Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей. Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества. Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы. Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования. Организация системы Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления. Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов: Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы. Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях. Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими. Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия. Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.
https://portal.ris61edu.ru/
Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей — организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом органа местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.
Главной задачей деятельности муниципальных опорных центров является создание условий для обеспечения эффективной системы взаимодействий в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных образовательных программ различных направленностей на территории соответствующего муниципального образования.
Центры созданы в рамках внедрения Целевой модели дополнительного образования при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.
Информация о национальном проекте «Образование» размещена на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по ссылке: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/.
Развитие региональной системы дополнительного образования в Ростовской области
В настоящее время в России происходят изменения во всех сферах общества, трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. Происходящие изменения актуализировали роль дополнительного образования детей и сформировали огромный потенциал его развития.
Сегодня фокус трансформации дополнительного образования детей сместился в регионы. С 2023 года в Ростовской области внедряется «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
В регионе созданы новые управленческие структуры: межведомственный совет, региональный модельный центр и 55 муниципальных опорных центров. Созданные структуры будут решать задачи по поднятию престижа дополнительного образования детей и обновлению содержания программ в соответствии с вызовами времени и приоритетными направлениями социального - экономического развития Ростовской области.
С 1 сентября 2023 года запускается механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования в рамках социального заказа – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно для ее реализации выделяются государственные деньги, положенные ребенку.
Что такое персонифицированное финансирование?
? Новая система финансирования дополнительного образования призвана предоставить детям от 5 до 18 лет возможность, используя социальный сертификат обучаться бесплатно.
? Выдача детям сертификатов, с помощью которых они могут записаться в кружки, секции и посещать их бесплатно в любой организации.
? Основной принцип персонифицированного финансирования - деньги следуют за ребенком.
? Родитель становится полноценным заказчиком. У него есть право выбирать где и по какой программе будет учиться его ребенок.
Что такое Социальный сертификат дополнительного образования?
Социальный сертификат дополнительного образования - это персональная гарантия государства получения ребенком бесплатного дополнительного образования по его выбору.
? Сертификат - это не бумажный документ, а электронная запись в Навигаторе дополнительного образования детей Ростовской области.
? Сертификат выдается детям от 5 до 17 лет и получать его нужно на каждого ребенка только один раз.
? Денежный эквивалент сертификата утверждается в каждом муниципальном образовании и ежегодно обновляется.
? Сумма сертификата не переносится на следующий год, а средства не обналичиваются.
Доступное образование детей в Ростовской области в «один клик» - это реальность!
Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области (далее – Навигатор) — это информационный портал, единая база кружков, секций, объединений различной направленности для детей.
Задача Навигатора обеспечение доступа к современным общеразвивающим программам дополнительного образования детей и предоставления исчерпывающей информации для детей и родителей (законных представителей) об образовательных услугах организаций дополнительного образования Ростовской области.
С помощью Навигатора родители и обучающиеся могут выбирать занятия в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями. При выборе программ пользователи могут ориентироваться не только на отзывы других родителей, но и на экспертную оценку.
Ссылка на Навигатор дополнительного образования Ростовской области: https://portal.ris61edu.ru/.
Важно!
С 1 сентября 2023 года начинается выдача социальных сертификатов дополнительного образования.
Получить сертификат можно будет через порталы «Навигатор дополнительного образования Ростовской области» и «Госуслуги».
«Часто задаваемые вопросы и
ответы»
Что такое сертификат дополнительного образования |
Сертификат дополнительного образования – это идентификационный номер из 10 цифр. Он не существует в виде бумажного документа. Он именной и его может получить ребенок от 5 до 17 лет. Ежегодно он пополняется средствами из бюджета, которые могут
расходоваться на оплату кружков. |
Как работает |
Социальный сертификат дополнительного |
Социальный |
образования детей – электронный, бумажной формы у |
сертификат |
него нет. С его помощью государство оплачивает |
дополнительного |
занятия в кружках, куда записался ребенок. Главное, |
образования детей |
чтобы программы прошли независимую оценку качества.
У сертификата есть номинал —это объем бюджетных средств, который устанавливается муниципальными органами управления образования.
Стоимость занятий определяется в муниципалитете. Она называется нормативной стоимостью образовательной услуги. Когда ребенок записывается в кружок, средства списывают с сертификата в счет оплаты. Кружков может быть несколько.
Сертификат нельзя обналичить. Если ребенок не будет заниматься ни в одном кружке или пойдет только в платные, деньги вернут в государственный бюджет. |
Как получить Социальный сертификат дополнительного образования? |
Запись на обучение по сертифицированным программам в Ростовской области начнется 1 сентября 2023 года.
? Через портал «Навигатор дополнительного образования Ростовской области» https://portal.ris61edu.ru/;
? Через портал «Госуслуги»
https://esia.gosuslugi.ru/login;
? Обратиться в Муниципальный опорный центр по месту жительства. |
Для получения сертификата вам понадобятся документы: |
? Документ, удостоверяющий личность родителя или законного представителя ребенка;
? СНИЛС родителя или законного представителя ребенка;
? Документ, удостоверяющих личность ребенка;
? СНИЛС ребенка. |
Сертификатом можно оплатить любые кружки? |
Нет. Только те, которые занимаются именно дополнительным образованием, то есть имеют соответствующую лицензию, а также программы должны пройти региональную независимую оценку качества. Общеразвивающие программы, подходящие под оплату сертификатом, будут выделены в Навигаторе дополнительного образования Ростовской области. Кроме того, сертификатом нельзя оплатить предпрофессиональные программы, занятия в школе
искусств и спортивных школах. |
Что будет со средствами сертификата, если ребенок перестал
ходить в кружок? |
Если ребенок прекращает обучение по дополнительной образовательной программе, нужно расторгнуть договор с образовательной организацией, тогда средства с сертификата списываться не будут. |
Возможность оплаты части программы |
При выборе программы, стоимость которой превышает номинал сертификата, родитель может разделить оплату: частично оплатить обучение социальным сертификатом, а оставшуюся часть – за счет
собственных средств. |
Интеграция с Госуслугами |
В личном кабинете родителя на портале Госуслуги отображаются данные о социальном сертификате, что позволяет контролировать баланс сертификата и условия договора на обучение по выбранным
программам |
Доступность дополнительного образования |
Средствами социального сертификата также можно воспользоваться для оплаты обучения в частных организациях, реализующих сертифицированные
программы |
На заметку
Горячая линия родителей по вопросам использования сертификата дополнительного образования в Ростовской области: https://t.me/rmcro
Будьте в курсе событий!
РМЦ в ВК: https://m.vk.com/rmcro
РМЦ в ОК: https://ok.ru/rmcro